alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
16 ноября
2016
10:31
14

Законопроект, устраняющий противоречия двух федеральных реестров, обсудили 15 ноября

Проблемы, с которыми столкнулись граждане при выявлении фактов наложения участков государственного лесного фонда на земли других категорий, более чем актуальны в большинстве субъектов федерации, в том числе - и в Московской области.

Тема стала предметом обсуждения на совместной пресс-конференции начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислава Гордиенко и председателя Комитета лесного хозяйства Московской области Александра Мигунова, состоявшейся сегодня, 15 ноября, в ДПМО.

Суть проблемы: не так давно многие россияне, получившие свидетельства о праве собственности, с удивлением для себя узнали, что, по сведениям государственного Лесного реестра, их участки, которые они получили, к примеру, еще в советское время и где они за десятки лет построили дома и другие объекты и постройки, оказались относящимися к землям Гослесфонда, то есть являются собственностью РФ. 

Действуя в интересах жителей Подмосковья, которые также столкнулись с этим, летом текущего года Губернатор Московской области Андрей Воробьев в ходе встречи с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным обозначил эту многолетнюю проблему и предложил решить ее в законодательном порядке.

В настоящее время Комитет лесного хозяйства Московской области и Главное управление архитектуры Московской области завершили сопоставление сведений государственного Лесного реестра и государственного Кадастра недвижимости.

В результате выявлены факты 198 тысяч наложений участков государственного лесного фонда на земли других категорий (в том числе с землями, непригодными для ведения лесного хозяйства). Общая площадь таких наложений составляет в Московской области 184 тыс. гектаров, или 9,7% лесного фонда Подмосковья.

«На сегодняшний день пересечение данных государственного Кадастра недвижимости и данных государственного Лесного реестра не позволяет установить границы населенных пунктов и, соответственно, утвердить генеральные планы, которые должны быть утверждены на территории Московской области до 1 июля 2017 года. Отсутствие утвержденных документов территориального планирования не позволяет развивать населенные пункты, размещать объекты социальной инфраструктуры, привлекать инвестиции в экономику региона», - подчеркнул начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко.

Он также отметил, что вопрос наложения земель государственного лесного фонда на земли других категорий касается не только Московской области, но и других регионов.

Сейчас в ряде субъектов Российской Федерации появилась проблема: даже при утвержденных генеральных планах нет возможности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о границах населенных пунктов, потому что имеются пересечения.

В ходе пресс-конференции была отмечена необходимость принятия нового законопроекта. Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости, вступающий в силу с 1 января 2017 года, не решит указанную проблему, так как о пересечениях можно будет узнать из единого государственного реестра.

Основная часть выявленных наложений касается прав физических и юридических лиц. Как правило, это владельцы объектов жилого назначения, коммунальных и личных подсобных хозяйств, садоводы. 

Такие несоответствия зачастую возникали 20, 30 и даже 50 лет назад, когда еще в советское время  власти выделяли людям участки, но до конца оформление земли тогда не было завершено и, по тем или иным причинам, из документов лесного планирования эти участки не были исключены. 

При приведении в соответствие этих сведений начали возникать конфликтные ситуации. Граждане обращаются в суды, в свою очередь, органы государственной власти обязаны защищать интересы государства.

«В связи со значительным объемом выявленных наложений, их судебное урегулирование займет несколько лет и потребует выделения значительного объема денежных средств на проведение судебных экспертиз. Для подтверждения своего права занимать законно приобретенные земли люди вынуждены пройти, как правило, все три судебные инстанции», - отметил Александр Мигунов. 

«Например, с января 2015 года отстаивали свои права на земельные участки, выделенные им для садоводства в 1966 году, собственники из СНТ «Полушкино» Одинцовского муниципального округа. Суды трех инстанций учли все обстоятельства и приняли решения в пользу граждан. Аналогичная ситуация сложилась и у одного из членов СНТ «Метрополитеновец» Наро-Фоминского района, участок которому выделялся в 1956 году», - рассказал председатель Комлесхоза.

Вместе с тем, судебная практика такова, что решения не всегда принимаются в пользу граждан. В настоящее время  Минэкономразвития России разработало проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров».

«В частности, при выявлении противоречий между сведениями указанных реестров предлагается верными признавать данные государственного Кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество», - прокомментировал Владислав Гордиенко. 

«Важно отметить, что речь идет об актуализации сведений в случаях, когда их выбытие из состава земель лесного фонда было осуществлено на законных основаниях и в установленном порядке, а также о совершенствовании процедуры разработки и согласования документов территориального планирования», - уточнил он.

Исходя из судебной практики, спорные участки - это давно освоенные участки с домами, садами, огородами, социальными объектами и пр., что делает эти земли непригодными для ведения лесного хозяйства. 

«То есть физически на этих спорных участках нет леса, на этих территориях уже построены объекты, которые эксплуатируются, в этих домах живут люди», - добавил Владислав Гордиенко. 

Со вступлением в силу законопроекта, в законодательстве не появятся положения, позволяющие недобросовестным землевладельцам избежать ответственности. 

Включение положений, предусматривающих, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах земельного участка (правах на него), который в соответствии со сведениями государственного Лесного реестра находится в границах лесного фонда, не лишает уполномоченный орган государственной власти  права на оспаривание в судебном порядке законности возникновения прав на такой земельный участок.

Таким образом, законопроект, устраняющий противоречия двух федеральных реестров, призван решить многолетние земельные проблемы россиян, возникающие при установлении фактов наложения участков Гослесфонда на земли других категорий. 

«Главный принцип при этом: установление приоритета – верховенства - данных государственного Кадастра недвижимости, содержащего информацию о границах, и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, содержащего информацию о правах, над данными государственного Лесного реестра - в случае выявления взаимоисключающих сведений, что дает возможность гражданам раз и навсегда защитить свои имущественные права», - заключил Александр Мигунов.